Бельмо на теле: врач из Уфы рассказал, что такое нейрофиброматоз и почему на него нельзя закрывать глаза

Нейрофиброматоз 1 типа, ранее известный как болезнь Реклингхаузена – один из наиболее распространенных генетических синдромов: он встречается с частотой 1 на 3 тысячи человек, независимо от пола или расы. ГорОбзор.ру узнал, что это такое, какие у болезни симптомы и последствия, которые точно не стоит игнорировать. Рассказал об этом главный внештатный специалист детский онколог Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, заведующий Республиканским центром детской онкологии и гематологии Рустам Байрамгулов.

Бельмо на теле: врач из Уфы рассказал, что такое нейрофиброматоз и почему на него нельзя закрывать глаза

© РИА Новости

Половина пациентов с этим диагнозом наследуют мутацию гена NF1 от любого из родителей, в то время как другая половина случаев возникает de novo (случайная мутация). Вне зависимости от причины возникновения болезнь требует пристального внимания врачей и постоянного контроля.

«Главной особенностью заболевания является то, что у пациентов с нейрофиброматозом 1 типа намного выше риск появления опухолей, чем у других людей. Пожизненный риск развития рака у них оценивается в 59,6% по сравнению с 30,8% в общей популяции. Ожидаемая продолжительность жизни пациентов с нейрофиброматозом 1 типа обычно снижается на 8-15 лет, главным образом из-за злокачественных новообразований. Но помимо опухолевых проявлений нейрофиброматоза 1 типа существует масса других сопутствующих состояний: сердечно-сосудистые, ортопедические, психологические, когнитивные, косметические проблемы и т.д», – предостерег врач.

Рустам Байрамгулов рассказал о специальной классификационной системе, которая определяет критерии диагностики нейрофиброматоза 1 типа. Один из основных критериев – шесть и более пятен цвета «кофе с молоком» на коже. Они встречаются почти у 99% пациентов, причем у многих появляются с рождения. Другое частое проявление – кожные и подкожные нейрофибромы – узловые образования на коже и в подкожной жировой клетчатке, видные невооруженным глазом. Они встречаются у пациентов в 99% случаев.

В 30-50% случаев встречаются плексиформные нейрофибромы. Они могут доставлять пациенту дискомфорт, так как, во-первых, способны провоцировать дефигурацию тела и серьезные косметические дефекты, а во-вторых, иногда сопровождаются болями и нарушениями функций в тех зонах, в которых они локализуются. Некоторые нейрофибромы могут иметь внутреннюю локализацию, например в брюшной полости, внутри грудной клетки, черепной коробки и т.д.

Иногда можно обнаружить и гиперпигментацию, похожую на веснушки, но в нетипичных для них местах: в подмышках и в паховой области, то есть в локациях, которые обычно закрыты от солнца одеждой.

Еще одним довольно частым проявлением нейрофиброматоза 1 типа являются глиомы (опухоли) зрительных путей. Они могут привести к деформации глазного яблока, снижению остроты зрения и даже полной слепоте. Распространены и узелки Лиша – пигментные пятнышки на радужке глаза, которые можно выявить с 3 лет.

Могут возникать и проблемы ортопедического характера, например, сколиоз, деформация осанки и даже лица.

«Качество жизни при этом заболевании, конечно, страдает. Причем проблемы могут быть различного характера. В их числе – косметические и, как следствие, психологические нарушения. Встречаются ортопедические дефекты – сколиоз и дисплазия большой берцовой кости, которые способны препятствовать ходьбе, когнитивные нарушения – в 30-60% случаев у детей с этим диагнозом наблюдаются трудности в учебе. Иногда в связи с образованием нейрофиброматозных узелков в головном мозге развивается эпилепсия. Главную проблему представляют опухоли, которые развиваются при нейрофиброматозе 1 типа – в том числе злокачественные. Они могут значительно сокращать продолжительность жизни таких пациентов», – говорит врач.

По словам медика, добиться полного излечения пока невозможно. Ранее единственным методом лечения плексиформных нейрофибром было оперативное вмешательство, однако полное хирургическое удаление опухолей было возможно лишь в 15% случаев. Прорыв в лечении произошел в 2021 году с появлением лекарственного препарата, который тормозит рост опухолей. В настоящее время это лекарство не включено в программу государственных гарантий, однако обеспечение им происходит за счет благотворительного фонда «Круг добра».

«Собираются документы, проводится молекулярное генетическое исследование, данные отправляются в фонд. Если имеются показания и вопрос решается положительно, дети с 3 до 18 лет получают препарат бесплатно. К сожалению, для взрослых такой возможности пока нет. Выживаемость без прогрессирования опухоли при терапии составляет 84% в сравнении с 15% у пациентов, не получающих лечение. Это значит, что без применения препарата опухоль будет расти дальше у 85% детей, а с ним – только у 16%», – пояснил Рустам Байрамгулов.

Врач обеспокоен тем, что многие недооценивают эту проблему. В их числе – и сами пациенты!

«Многие рассуждают так: у моих родственников были заметны какие-то пятна или косметические дефекты, но на качество жизни они серьезно не влияли, поэтому повода для беспокойства нет. Однако важно знать, что если средняя вероятность развития рака для населения увеличивается с возрастом до 31%, то у пациентов с НФ1 риск развития рака в течение жизни растет до 60%. В 2 раза больше! Именно из-за развивающихся злокачественных образований продолжительность жизни этих людей ниже на 8-15 лет. Поэтому, если в семье есть дети с пятнами цвета «кофе с молоком», веснушками в подмышках, паху, какими-то узелками на коже и под кожей, тем более с опухолями, необходимо обязательно направлять их к специалисту», – предупреждает врач.

Что же делать и куда идти, если обнаружились тревожны признаки? В январе этого года открылся Республиканский центр детской онкологии и гематологии на базе РДКБ, куда поступают пациенты с онкологическими заболеваниями, в том числе и с редкими генетическими синдромами, главным образом – с нейрофиброматозом 1 типа.

«Если есть показания, мы госпитализируем пациентов для проведения комплексного обследования, постановки диагноза и выбора оптимальной стратегии лечения. В связи с разнородностью симптомов и осложнений, проблема нейрофиброматоза 1 типа – мультидисциплинарная. В лечении участвуют различные специалисты: онкологи, неврологи, кардиологи, ортопеды, психологи. Все наши высококвалифицированные врачи проходили обучение как в федеральных центрах, так и за рубежом. За этой помощью в Центр детской онкологии и гематологии приезжают не только из нашей республики, но и из других регионов – она очень востребована», – рассказал Рустам Байрамгулов.

Источник: rambler.ru

Next Post

Roche прекращает исследования иммунотерапевтического препарата

Компания Roche прекращает исследования своего нового иммунотерапевтического препарата тираголумаб для лечения рака легкого. Выяснилось, что тираголумаб не превосходит по эффективности препарат Китруда от MSD, применяемый по данному показанию. В ходе исследования SKYSCRAPER-06 тираголумаб в комбинации с другими препаратами, не замедляет прогрессирование заболевания и не увеличивает продолжительность жизни по сравнению с […]